В культурной традиции России последних десятилетий не заладилось с открытым обсуждением общественных травм. Опыт «говорения», если он есть, редок и маргинален.
Есть официальный канал рефлексии, и он подобен бесконечному монологу: идёт сверху, не учитывает субъектности слушателей, не предполагает их ответов и инициативы.
«Как прекрасен этот мир» — анкету с таким названием мы нашли в базе социологических опросников, рекомендованных для российских школ и университетов.
Мы сделали компиляцию из вопросов нескольких анкет, и на каждом концерте, в каждом городе тура выводим их на экран, предлагая зрителям возможность публичного ответа: поставить своё имя, обозначить своё отношение.
Исторический контекст болезненно изуродовал не только название анкеты, но и любой нейтральный вопрос о любимом цвете, жизненных ценностях и, тем более, об опыте насилия.
Вместе с этим, мы выносим в зал музыкальные инструменты, микрофон, предлагая коллективную музыкальную импровизацию, возможность пропеть собственное имя и гражданство.
В этом имитационном и наспех сделанном жесте, тем не менее, виднеется, быть может, наша общая потребность в альтернативных социологических исследованиях, альтернативных показателях или просто в площадке для коллективного говорения и горевания.
В каждом городе зрители ведут себя по разному: иногда они молчат и отстраняются, иногда начинают скандировать всем залом одну общую фразу, только увидев на экране первую строчку нашего сообщения
«мы хотим говорить вместе с вами».
Так порой мы приносим с собой ответ или отвечаем авансом, ещё до каких-либо заданных вопросов.
Билеты на ближайшие концерты: shortparis.com